Николине Верделин на Санкт-Петербургском книжном салоне

В рамках XII Санкт-Петербургского международного книжного салона 26 мая в 16.00 в Книжной лавке писателей (Невский пр., д. 66) состоится встреча с датским драматургом и автором комиксов Николине Верделин, чья пьеса «В погоне за миражами» (Liebhaverne) была опубликована в одноименной антологии датских театральных сюжетов, изданной в этом году «Центром книги Рудомино» при поддержке Danish Arts Foundation.
Во встрече и презентации сборника принимают участие датский театральный критик и историк театра Биргитте Хессело и Елена Всеволодовна Краснова, заведующая кафедрой скандинавской и нидерландской филологии СПбГУ и переводчик, автор перевода пьесы «В погоне за миражами».
Вход свободный.
Драматург, театральный режиссер, автор комиксов и иллюстратор Николине Верделин получила известность в 1984 году, когда ее комикс «Café» занял первое место в конкурсе газеты «Politiken». Пьеса «Liebhaverne» (В погоне за миражами) стала ее драматургическим дебютом в 1997 году. Николине Верделин дважды получала датскую национальную театральную премию Reumert и премию датской индустрии комиксов «Pingprisen», она награждена Почетным призом Датской театральной ассоциации и литературной премией «Медаль Хольберга». В 2010 году Николине Верделин была удостоена звания кавалера королевского Ордена Даннеброг.
фото: культура.рф / Stine Heilmann / Таня Б. Итенов
В предисловии к антологии «В погоне за миражами» Биргитте Хессело пишет: «В пьесах [Николине Верделин] прослеживается влияние комикс-стиля через подчеркнуто лаконичные реплики, гротескных персонажей, сжатое повествование и сочувственно-критичное отношение к нынешней повседневности.
В пьесе [«В погоне за миражами»] мастерские изображены пятеро приятелей, чьи любовные истории затейливо переплетаются между собой. Все они с высшим образованием, финансово состоятельны, живут в престижных районах Копенгагена и не имеют детей. Им за тридцать. У них все еще есть возможность изменить свою жизнь, выбрать иной путь, завести детей или, быть может, вовсе развестись. Еще можно многое обдумать. Потому что пока у них все словно бы не совсем всерьез, понарошку. Взрослые недоросли…
«Погоня за миражами» происходит в атмосфере культа героя-победителя, где каждый, в итоге, теряет любовь. Комедия становится трагикомедией. Все заканчивается экзистенциальным тупиком. Как и следовало ожидать.
Верделин, в принципе, реалист, но ее реализм гротескный. Ее персонажи сыплют остротами и во время родов, и в хаосе развода, и в палате интенсивной терапии, пока тишина и правда жизни не настигают их.
Есть что-то антропологическое или социально-психологическое в ее видении жизни. Как и многие другие драматурги поколения 90-х, она увлечена типажностью. Теперь герои противостоят не традиционному укладу, а нынешним представлениям о совершенном человеке, о «правильной» жизни, формирующимся под влиянием рыночных отношений. Понимание о должном диктуется у Верделин отнюдь не господствующей культурой потребления».
В книге «В погоне за миражами: датские театральные сюжеты. Из века XX в век XXI» собраны разные в жанровом и стилистическом отношении произведения датских драматургов конца XX – начала XXI века. Последний раз подобная антология выходила в 1974 г. Шли годы, менялись времена, приходили новые поколения писателей, режиссеров и актеров, драматическое искусство Дании развивалось и трансформировалось. Выбор пьес для антологии обусловлен, с одной стороны, их художественными достоинствами, с другой – желанием познакомить русского читателя с многообразием форм, царящим на современной датской сцене.
